Егор Ганин: За 20 лет, которые Mail.Ru Group работает на рынке В2С, мы выросли до крупного холдинга, куда входит множество компаний. Все это время мы беспрестанно работали над собственной инфраструктурой, внедряли облачные технологии, разрабатывали сервисы, обеспечивали их доступность в условиях высокой нагрузки.
Примерно два года назад нас осенило: мы создали инфраструктурного гиганта и обладаем уникальной экспертизой по организации и поддержке высоконагруженных сервисов. Мы достигли того уровня, когда можем предлагать рынку собственные технологии и знания.
Появлению первых B2B-продуктов – объектных облачных хранилищ – способствовал тот факт, что создали мы их на базе готовых технологий Облака Mail.Ru. То есть B2B-продукты еще до официального запуска имели более чем трехлетнюю историю эксплуатации, переболели детскими болезнями и умели легко масштабироваться под любую нагрузку. Это уникальная ситуация. Как показало время, ставка на использование существующих решений сыграла.
Рынок ждал такого предложения – почти сразу пришли заказчики. Диалог с ними показал, что одних хранилищ мало: нужно создавать услугу предоставления виртуальной инфраструктуры. За полгода мы сделали и ее. Со временем все сервисы объединили в рамках платформы Mail.Ru Cloud Solutions, предоставляющей услуги облачной инфраструктуры по моделям IaaS и PaaS.
Анна Кашницкая: Переход от работы с частными клиентами к корпоративным – это очень непростая задача. Особенность рынка В2В в том, что на нем крайне важна репутация, поскольку клиенты заинтересованы в длительных отношениях с поставщиками услуг. Выходя на этот рынок как новичок в определенном смысле, мы решили предложить новый формат техподдержки.
Беда традиционного формата в его недостаточной гибкости: в случае проблем клиент обращается на горячую линию, ему заводят тикет и кладут трубку, потом его заявка поступает в обработку, и через определенный срок ему сообщают результат. Если речь идет о проблемах с оборудованием или системами иностранных вендоров, техподдержка вообще может находиться в одном из азиатских офшоров, где довольно часто проблеме клиента могут только профессионально посочувствовать.
Мы же взяли свой опыт, свои отлаженные процессы из В2С – и приспособили их к работе на корпоративном рынке. У нас техподдержка предоставляется в режиме 24/7 прямо в чатах. В любой момент любой клиент (будь то маленькая фирма SOHO, SMB или Enterprise-компания) может обратиться, сообщить о проблеме и сразу же получить помощь. Таким образом, создаются уникальные отношения: мы вроде бы обслуживаем корпорацию, но при этом видим прежде всего людей и помогаем им.
Денис Аникин: Мы с самого начала ориентируемся на очень высокий уровень техподдержки. Я даже даю клиентам свой номер телефона и прошу звонить в любое время суток, если что-то не работает – я лично отвечу. Это своего рода гарантия качества услуги, потому что иначе мой телефон звонил бы все время.
И с самого начала мы обеспечиваем максимальный уровень сервиса для каждого клиента: без экономии на этом, без подсчетов, кто больше сервисов использует, а кто меньше. Более того, если клиент звонит даже не с претензией, а с вопросом, как что-то сделать, мы считаем это недоработкой системы, которая не смогла выполнить это автоматически.
Анна Кашницкая: Ядро нашей клиентской аудитории – это диджитал-компании, которые исторически развивались в области цифровых услуг, предлагая рынку программное обеспечение или другие продукты. Как правило, они не работают с физическими товарами и у них есть серьезная ИТ-инфраструктура, которую они хотят перенести в облака.
Так или иначе цифровизироваться будут все компании – от авиаперевозчиков до нефтедобычи. Скорость ведения бизнеса постоянно повышается, и без цифровизации нельзя обеспечить его поддержку, так что число наших клиентов будет расти.
Егор Ганин: С точки зрения денег большую долю занимает SaaS. Он в два раза больше IaaS, который, в свою очередь, в десять раз объемнее PaaS. В SaaS больше денег и он интереснее для Mail.Ru Group, поскольку ближе к рынку В2С, где у компании есть пользовательская база, знания и опыт. И на этом поле у нас «воюет» SaaS-платформа «Mail.Ru для бизнеса».
Но стратегически нам нужно развивать перспективные рынки и пробовать разные модели заработка: объем рынка «инфраструктура как сервис» в стране пока невелик, всего 10–12 млрд рублей в год, но он ежегодно растет на 40–60%. Поэтому мы активно развиваем Mail.Ru Cloud Solutions.
IaaS для нас – это вызов. Игра на поле с незнакомым покрытием, если угодно. Первые результаты уже есть: количество клиентов измеряется сотнями, партнеров – десятками, устаканилась бизнес-модель. Теперь интересно, сможем ли мы из этого начинания вырастить большой инфраструктурный проект вроде «русского Amazon».
Илья Летунов: При разработке платформы мы исходили из того, что основные облачные модели – SaaS, PaaS и IaaS – это не самоцель, а своего рода кирпичики, из которых мы построим наше решение. Мы собираемся не предоставлять ресурсы и сервисы, а закрывать use-кейсы, удовлетворяя потребности клиента.
Клиент может разместить в нашем облаке много своих систем, но работа каждой из них – это стандартные операции. Мы хотим предлагать больше, чем инфраструктуру – функциональность, чтобы клиенты не думали об инфраструктуре, внедрениях и настройках. Таким образом, облачные технологии позволят максимально приблизить ИТ к бизнесу.
Илья Летунов: В основе инфраструктуры классические виртуальные машины, вместе с которыми мы предоставляем дополнительные сервисы: VPN, маршрутизаторы, оркестратор, который может готовить шаблоны виртуальных машин, и так далее.
Все это заведено в единую облачную виртуальную инфраструктуру, которая позволяет управлять любыми решениями и ресурсами в рамках платформы Mail.Ru Cloud Solutions. Еще одно наше решение инфраструктурного уровня – объектное хранилище. Оно позволяет реализовать два ключевых use-кейса – горячее и холодное хранение данных, которые используются соответственно при работе онлайн и при хранении резервных копий.
Кроме того, мы предлагаем решения следующего уровня для обработки видео, машинного обучения и подобных «тяжелых» задач с использованием профессиональных графических процессоров. При этом сохраняются все преимущества облака: клиент платит только за то время и за те ресурсы, которые он использовал.
Еще один наш сервис – контейнеры, созданные на базе технологии Kubernetes, которая сейчас покоряет мир. Мы стали первым в России отечественным поставщиком услуги «контейнер как сервис». Она позволяет работать не напрямую с виртуальными машинами, а с целыми кластерами, которые включают все необходимые модули в связке с дисками, с инсталляцией ПО, со встроенным мониторингом и с экспресс-панелью для управления, чтобы заказчик сразу мог приступить к работе.
Денис Аникин: Также мы предлагаем PaaS-инструменты: хранилища данных как сервис, Hadoop как сервис. Они позволят клиенту создавать микросервисы и не отвлекаться на технические вопросы вроде масштабирования, настройки БД, апдейтов.
Денис Аникин: Наше инфраструктурное облако работает в основном на компонентах с открытым исходным кодом. Благодаря этому мы минимизируем зависимость от вендоров и не несем расходы на лицензионные отчисления – и, значит, можем обеспечить минимальные цены для наших потребителей.
Центральный компонент инфраструктуры – OpenStack, существенно доработанный нашими специалистами. Аппаратное обеспечение, на котором работает платформа, тоже стандартное х86, не брендированное. Оптимальные конфигурации мы подбираем в лаборатории таким образом, чтобы при заданном уровне качества поддерживать необходимый уровень производительности.
Денис Аникин: Мы используем все лучшие практики, накопленные Mail.Ru Group. Облако подключено ко всем системам аудита безопасности холдинга. У нас есть собственный отдел безопасности – несколько десятков специалистов. Нашу систему постоянно, и даже прямо в эту секунду, тестирует множество специалистов: как внешних, так и собственных. Вся разработка ориентирована на выполнение требований информационной безопасности.
Егор Ганин: ФОТ – существенная статья расходов, но не превышает CAPEX. Для нового направления требуется закупка оборудования, а это весьма серьезная финансовая нагрузка на бизнес. Например, недавно мы запустили сервис для клиентов, которым требуется выполнение «тяжелых» задач в облаке – таких, как рендеринг графики. Для этого мы закупили партию профессиональных видеокарт Tesla v100, каждая из которых стоит примерно 10 тысяч долларов, а на наших объемах таких карточек нужны десятки уже на старте. Добавим к этому стоимость сервера, обслуживания, амортизацию оборудования – и даже при поверхностном рассмотрении одного проекта увидим, что предприятие в целом достаточно дорогое.
Денис Аникин: Если оценивать развитие нашей инфраструктуры, то здесь главный вызов – это обеспечение сбалансированности для достижения ключевых целей: низкой цены сервиса для клиента, высокого качества услуг и высокого уровня надежности. Поскольку наша инфраструктура включает множество систем, приходится постоянно работать над соблюдением этого баланса.
Илья Летунов: Главным вызовом для облачного бизнеса компании я считаю продвижение идеи облаков в бизнес-среде и охват клиентов за пределами нашего ядра. Мы хотим, чтобы банки, страховые компании, промышленные предприятия переносили свои системы в облако и получали таким образом базу для развития и адаптации к рынку – этого сегодня многим не хватает. Ускорение разработки и выпуска цифровых продуктов, гибкое управление ИТ окажут серьезную поддержку в конкурентной борьбе. И здесь нам в первую очередь нужно донести, что в России появился провайдер, который соответствует всем требованиям регуляторов и может предоставить огромное преимущество перед конкурентами при помощи ИТ.